четверг, 14 июля 2016 г.

Две звезды Нелли Саакян



«Кубанская земля – мое начало»
Так назвала свои воспоминания Нелли Вартановна СААКЯН, замечательный поэт, эссеист и переводчик, член Союза писателей Армении. Эти воспоминания предоставлены автором для интернет-сайта «Литературный Армавир», который создали сотрудники редакционно-издательского и информационно-библиографического отделов Центральной городской библиотеки им. Н. К. Крупской. И сегодня наши коллеги делятся с Армавирочкой своим бесценным материалом.
Вид с гостиницы "Армавир" на армянскую церковь

Нелли Вартановна родилась в нашем городе в 1937 году, куда в 1905 г. бежал от шушинской резни прадед со стороны матери. Однако на Кубани жила недолго – после развода родителей она вместе со своей мамой переехала в Баку, где прошли ее детство и школьная юность. В 1955 году Н. В. Саакян поступила на отделение русского языка и литературы филологического факультета Ереванского университета и с тех пор живет в столице Армении.

После окончания вуза занималась журналистикой – работала в редакциях русскоязычных газет. С 1994 по 2013 год была главным редактором «Элитарной газеты» (ежемесячное приложение к газете «Новое время»). В последние годы активно печатается в общественно-политической газете «Голос Армении» и научно-популярном приложении к ней («Мост»). Автор нескольких книг эссе и поэтических сборников, а также множества статей в периодике.
В рецензии на сборник лирики «Звезда небесная» дана короткая и емкая характеристика творчества Нелли Вартановны: «Широта поэтических интересов Н. Саакян закономерна, истоки ее – в самой биографии: Н. Саакян – армянка, пишущая по-русски, родившаяся и выросшая вне Армении, воспитанная на русской и европейской культуре, а затем вернувшаяся в Армению и теперь уже много лет живущая здесь. Неудивительно, что стихи ее являют собой органический сплав русской стихотворной культуры и армянского национального характера».
Основным жанром, в котором работает Нелли Вартановна, является эссе – малый жанр философской, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением. Эссе Н. Саакян отличаются глубиной мысли, восхищают тонкостью наблюдений и своей поэтичностью. Критики и коллеги по перу отмечают музыкальность и живописность ее стиля, мастерское владение словом. У нее блестящий ум и острый язык.
Писательница рассказывает, казалось бы, о самых простых вещах: о ландшафте, народных ремеслах, традициях, кухне, растительном мире Армении. Но делает это столь ярко и талантливо, что читатель вслед за автором, с тем же восторгом и благоговением вглядывается в красоту древней земли, познает уникальную культуру армянского народа. Например, слушает музыку дудука, любуется озером Севан, пробует на вкус «плод с короной»гранат
В галерее Нелли Саакян – портреты-эссе национальных гениев и героев – создателя армянского алфавита Месропа Маштоца, поэта и музыканта Саят-Новы, композитора и фольклориста Комитаса, нефтяного магната и филантропа Александра Манташева и многих-многих других. Пишет она и о деятелях культуры других стран: о Леонардо да Винчи и Эль Греко, Саади и Гете, Шопен и Чайковский. Писательницу не интересует хронологическая канва биографий, она размышляет о главном – о национальных корнях, побудительных мотивах, духовном порыве и о душé. И рассказывает так, что человека, о котором она говорит, уже невозможно забыть. Даже о творчестве писателей из школьного учебника – Лермонтова, Тургенева, Цветаевой – сообщает нечто такое, о чем читатели не задумывались раньше.
Сильное впечатление производят стихи Нелли Саакян – итог честных и спокойных размышлений автора на склоне лет: о быстротечности земного бытия и неизбежности смерти, о красоте мира и о цене творческой свободы.
Сотрудники Центральной городской библиотеки им. Н. К. Крупской написали Нелли Вартановне письмо и попросили рассказать о себе и о том, что для нее значит наш город. Писательница с большим вниманием отнеслась к просьбе армавирцев, прислала автобиографическую заметку и воспоминания о кубанском периоде жизни своей семьи, а также предоставила тексты произведений – эссе и подборку стихов для размещения на сайте «Литературный Армавир».
Публикуем несколько фрагментов письма Нелли Вартановны и ее стихи.

[О СЕБЕ]
…Я прежде всего поэт, потом эссеист (литературное эссе – это, в первую очередь, поэтическое размышление в прозе) и лишь в очень небольшой степени переводчик армянской поэзии, причем лучших ее образцов. Лауреат премии «Золотое перо» Союза журналистов Армении, а также лауреат международной литературной премии имени Великого князя Юрия Долгорукого русскоязычным писателям зарубежья в 2011 году. Награждена медалью Союза писателей Армении «За вклад в литературу». Автор трех поэтических сборников, в том числе и итогового «Звезда небесная», а также книг «Армянское нагорье» (это художественная проза, маленькие поэмы в прозе), «Ойкумена» (продолжение «Армянского нагорья», но уже с охватом древних сопредельных культурных миров Ближнего Востока), «Антропоэтюды» (размышления о человеке и о тайне жизни), «Сужденье краткое» – книга мыслей и афоризмов, «Моя галерея» – небольшие портреты некоторых великих людей искусства, куда входит и много портретов гениальных русских писателей.
…Душа моя жаждет лишь одного – сполна воздать России за всё, что она мне дала. Мне и моим предкам. А дала она моему роду, прежде всего, физическое спасение, а потом еще и неслыханно обогатила меня русским языком и своей культурой. Надо мной две звезды – Армения и Россия. Я не разделяю их в своем сердце. Армения – это голос крови, Россия – это трепетный голос восхищения и благодарности, это вечная молитва за русскую сердобольность. Россия – это соприродное мне начало, такое же, как моя ДНК.
А ваше […] обращение ко мне и желание поближе со мной познакомиться… Спасибо Вам за то, что конец моей жизни встретился с моей колыбелью. Я снова прошла по путям, которые сформировали меня. И как же грустно и горестно то, что сегодня Армавир и Россия – это заграница. Мысль эта ранит сердце. Нас расчленили, а там, в расчлененном недалеке, город, где я родилась, там язык, на котором я пишу и на котором говорит мое сердце, там мои читатели. Особо дорого мне и то, что Ваш голос – это голос из библиотеки: сколько молодых и зрелых часов своей жизни я провела в библиотеках Москвы (в основном – в Ленинке) и Еревана! Говорят, к нам возвращается всё то, во что мы вложили душу. Что может быть восхитительней такого возвращения! Спасибо вам за всё и храни Вас Господь!
Армения – моя любовь и жизнь,
Приподнятые берега вселенной,
Твои века во мне отозвались,
Твой дивный строй, издревле неизменный.

Россия – матерь, родина моя,
Ведь твой язык я сызмальства впитала,
И русской музы светлая рука
Когда-то колыбель мою качала.

[…] С душевной благодарностью, дорогие армавирцы, мои соотечественники. Преданная вам (и эту преданность уже не может поколебать ничто).
Нелли Саакян

***
Я умела немного. Но в этом
Я не вижу беды никакой.
Родилась я неспешным поэтом
Со спокойной и строгой рукой.

Я слагала слова и созвучья,
Чутко слушала мысли свои.
Ненадолго туманы и тучи
От меня закрывали огни.

Я любила безгласные травы
И великий язык синевы.
Кто-то дал мне полночное право
И прицельное око совы.

Я писала нечасто, недлинно,
Только то, что сама поняла,
Словом тихим, привычным, старинным, –
Я иные не знала слова.

И на этом загадочном свете
(Вот и вся моя благодать)
Я умела лишь сердцем отметить
И на ясном наречье сказать.

***
Ни звезд во Вселенной, ни звука,
туман на верхушках дерев.
Какая простая наука
замолкнуть, лицо подперев.

О бедах задуматься строго
и счастье постичь не спеша.
Понять, что любая дорога
всегда для души хороша.

Что минут и радость и злоба,
что горечь уйдет от дверей,
что были не правы мы оба
и стали с годами мудрей.

Ни звезд во Вселенной, ни звука.
Туман над горами, туман.
И мир как простая наука
тебе на мгновение дан.

P. S. Подробнее познакомиться с творчеством Н. В. Саакян и почитать ее произведения – стихи и эссе – можно на сайте «Литературный Армавир», посвященном известным писателям, чьи судьбы связаны с нашим городом.

М. А. Плешивцева,
заслуженный работник культуры Кубани

Книги Н. В. Саакян

Спокойные стихи : сборник / Н. В. Саакян. – Ереван : Советакан грох, 1982. – 36 с.

Звезда небесная : лирика / Н. В. Саакян. – Ереван : Советакан грох, 1986. – 96 с.

Армянское нагорье : сборник эссе / Н. В. Саакян. – Ереван : Наири, 1990. – 237 с.ISBN 5-550-00499-2.

Армяне : сборник эссе / Н. В. Саакян. – Ереван : Литературная Армения, 1997. – 144 с.
Моя галерея : портреты / Н. В. Саакян. – Ереван : Литературная Армения, 1997.– 172 с.
Мировая гора : [художественное эссе о геологической истории Арарата, о Всемирном Потопе и обо всей ойкумене Ближнего Востока, для которой эта гора была главной доминантой рельефа] / Н. В. Саакян. – Ереван : Зангак-97, 2004. – 48 с.ISBN 99930-2-906-8.
Звезда небесная : итоговая книга стихов / Н. В. Саакян. – Ереван : Зангак-97, 2005. – 212 с.ISBN 99941-1-021-7.
Ойкумена : эссе об общечеловеческой значимости древних культур Ближнего Востока, где «Господь поставил наш, армянский, дом» / Н. В. Саакян. – Ереван : СПА, 2005. – 160 с.ISBN 99941-34-86-8.
Армянское нагорье : сборник эссе / Н. В. Саакян. – Ереван : Зангак-97, 2006. – 352 с.ISBN 99941-1-193-0.
Антропоэтюды : эссе / Н. В. Саакян. – Ереван : Зангак-97, 2007. – 280 с. – ISBN 978-99941-1-411-5.
Сужденье краткое : мысли и афоризмы / Н. В. Саакян. – Ереван : Зангак-97, 2008. – 448 с. – ISBN 978-99941-1-482-5.
Моя галерея : [55 портретов-эссе, посвященных деятелям мировой и национальной культуры] / Н. В. Саакян. – Ереван : Зангак-97, 2010. – 360 с. – ISBN 978-99941-1-847-2.
О Нине Берберовой ; Пророк Хачатур [Абовян] : эссе из книги «Моя галерея» / Н. В. Саакян // Журнал Елены Шуваевой-Петросян : Жизнь и творчество [Электронный ресурс]. – URL : http://shuv-petrosyan.livejournal.com/38620.html (дата обращения 11.02.2016).
Книга пространств : путешествие по Армении / Н. В. Саакян. – Ереван : Зангак-97, 2011. – 48 с.ISBN 978-99941-1-867-0.
Публикации в периодике
[Эссе и рассказы] / Нелли Саакян // Мост : науч.-попул. прилож. к газ. «Голос Армении» (Ереван). Цит. по : URL : http://mostga.am/blog/nelli-saakyan.html (дата обращения 31.03.2016). Из содерж.: Месроп ; Винноцветное море : Древняя Греция ; Взгляд сфинкса : Древний Египет ; Географическая поэма ; Дочь моря и удачи – Финикия ; На склоне дней читаю «Гильгамеша» : культура Шумера ; «Армения живет в душе мощно» : об эссе Андрея Белого «Армения» ; Айва и др.
[Эссе, воспоминания, заметки] / Нелли Саакян // Голос Армении : обществ.-полит. газ. (Ереван). Цит. по : URL : http://golosarmenii.am/author/461/Нелли+СААКЯН?page=1&per-page=10 (дата обращения 31.03.2016).
Статьи о творчестве Н. В. Саакян
Саакян Нелли Вартановна : биогр. справка // Энциклопедия фонда «Хайазг» [Электронный ресурс]. – URL : http://ru.hayazg.info/Саакян_Нелли_Вартановна (дата обращения 24.03.2016).
«Я началась в стране армян» : о творч. вечере поэта, прозаика, публициста, переводчика, редактора «Элитарной газеты» Н. Саакян, посвящ. 70-летию со дня рождения /Е. Шуваева-Петросян// ИнтерЛит : междунар. лит. клуб : [сайт]. – URL : http://www.interlit2001.com/petrosyan-es-3.htm (дата обращения: 24.03.2016).
То же : // Miasin.Ru : Мы сильнее, когда мы вместе : армянское интернет-сообщество. – URL : http://miasin.ru/news/com/item547.html (дата обращения: 24.03.2016).
 


4 комментария:

  1. Спасибо, Ирина Витальевна, интересный материал о Нелли Саакян, с удовольствием отправляю копилочке есть:
    сь знакомиться дальше. А все же одно из стихотворений этой поэтессы у меня в копилочке нашлось:
    Снега большой раздвоенной горы
    над городом в парении небесном.
    Ах, юность! У неё свои дары
    здесь, на земле, в скопленье улиц тесном.

    У зрелости возвышеннее взоры,
    она поверх предметов видит ясно.
    Тогда приходит час высоких гор
    и неизменных истин час прекрасный.

    Тогда приходит строгий Арарат
    в устойчивости вечного паренья.
    И потрясен не красотою взгляд,
    а слепотою молодого зренья.

    ОтветитьУдалить
  2. Анна Борисовна, добрый день! Сама только-только познакомилась с творчеством поэтессы и писательницы. Талантливых писателей рождает наш маленький городок : Анри Труайя, Надежда Кремнева, и вот Нелли Саакян. Спасибо за хорошие стихи, ценная у Вас копилочка :)

    ОтветитьУдалить
  3. Ирина Витальевна, благодарю за знакомство с творчеством мудрого и талантливого поэта!Иду читать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна, знала, что Вас материал заинтересует, как большого ценителя литературы :). Приятного знакомства со стихами и прозой Нелли Саакян!

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация
Спасибо!